воскресенье, 3 июня 2012 г.

Критерии оценивания блога


Цитирую полностью

Естественно, оставили «скелет» идеи — три группы критериев, выделенных Л. Рождественской: 1. Содержательность, 2. Технологичность, 3. Социальность. При этом, как увидим ниже, третья группа оказалась самой значимой.

Понятно, что для того, чтобы выставить все оценки, необходимо было не просто открыть/закрыть блог, а вычитать его, в большинстве случаев полностью. Чем мы и занимались, признаться, часто не без удовольствия.

Приведу список критериев из этих 3-х групп с необходимыми пояснениями (даны курсивом).


Содержательность работы

Материалы блога написаны автором самостоятельно
0 баллов — материалы взяты из других источников и не оформлены как цитаты
3 балла — материалы частично заимствованы, их включение автор блога старается описать
5 баллов — материалы полностью самостоятельны, цитаты используются к месту

Критерий вводился для поощрения педагогов, которые большую часть текстов в блогах пишут самостоятельно. Игнорировались блоги, созданные по принципу "copy-paste", в которых авторы просто переносили материалы из учебников или других источников.

Записи в блоге регулярно обновляются
0 баллов — реже одного раза в месяц
2 балла — 2-3 раза в месяц
4 балла — еженедельно
6 баллов — чаще одного раза в неделю

Педагогический блог — хронологическая лента сопровождения учебного процесса. Если он ведется постоянно, значит это не украшение, не «фишка» учителя, а постоянный инструмент сопровождения. Обновляется реже, чем раз в месяц — блог умер. Имеется в виду, конечно, блог учителя-предметника, а не блог проекта, который имеет жизненный цикл.

Блог является инструментом организации учебной деятельности (на блоге отражена деятельность детей в разных форматах (рабочие тетради, комментарии, формы фиксации детских работ – видео, презентации, фотографии и пр. – по образовательной или общекультурной тематике)
0 — блог монологичен
5 — пользовательская активность наблюдается периодически
10 баллов — блог является постоянной площадкой диалога

Здесь у участников уже была возможность получить большее количество баллов. Что «делает» блог — монологически повествует или его наполнение такого, что рождает и провоцирует читателя (ученика) к сотворчеству, к совместной деятельности. Это невозможно сделать искусственно — либо есть, либо нет. Оценивалось содержание материалов обратной связи.

Блог — не просто коллекция материалов, материалы имеют ориентацию на учебную деятельность, общекультурное развитие детей и соотносится с содержанием изучаемого предмета или общепедагогическими — воспитательными, развивающими — задачами
нет — 0 баллов
скорее нет, чем да — 1 балл
скорее да, чем нет — 3 балла
да — 5 баллов

Этот параметр присутствовал в большом количестве блогов, но были и случаи, когда проект был посвящен хобби, личным увлечениям или просто автор размещает ссылки — непонятно, зачем.

Блог является точкой входа в информационно-образовательное или информационно-культурное пространство, материалы блога содержат ссылки на разнообразные информационные ресурсы образовательного или общекультурного содержания
нет — 0 баллов
скорее нет, чем да — 1 балл
скорее да, чем нет — 2 балла
да — 3 балла

Довольно важный, на наш взгляд, параметр. Часто от средних учителей можно услышать: «Знакомить с Интернетом — этим пусть учителя информатики занимаются, мы предмет ведем» или «Что ваш (!!!) Интернет — они там только в Контакте сидят, сколиоз зарабатывают». Никто, кроме учителя-предметника, не может деятельностно познакомить ученика с веб-ресурсами по биологии, физике, литературе и пр., научить ими постоянно пользоваться, а не приходить к учителю и говорить: «Я не нашел информацию (книги не было в библиотеке)». И долг педагога — показать, что в Сети есть не только социальные сети, а что-то еще интересное. Поэтому педагогический блог должен быть такой «точкой входа», развилкой, от которой отходят другие сетевые дороги.

Соблюдаются авторские права, даны ссылки на материалы, заимствованные из внешних источников
нет — 0 баллов
скорее нет, чем да — 1 балл
скорее да, чем нет — 2балла
да — 3 балла

Это вопрос педагогической культуры, которую надо передавать детям. Вспоминается ответ директора одной финской школы, где учились дети различного вероисповедания: «Мы не рассказываем о толерантности, мы просто в столовой не готовим свинину». Вот точно так же нет смысла рассказывать об авторском праве, его надо соблюдать: взял откуда-то — укажи. Если учитель так не поступает (или пара сотен килобайт текста сопровождается пометкой «по материалам Интернета») — что с ученика спрашивать?

Наличие истории (архива)
0 баллов — месяц и менее
2 балла — 2-3 месяца
4 балла — 4-6 месяцев
6 баллов — полгода-год
8 баллов — более года

Естественно, приоритет отдавался блогам, которые открыты не вчера для фестиваля, а имеют историю. Забегая вперед, в числе лучших у нас оказался блог, которому только 4 месяца, но он такой мощный! Но об этом позже.

На блоге есть представление автора, обращение к читателям, оговорены цели, аннотировано содержание, определен круг адресатов
нет — 0 баллов
скорее нет, чем да — 1балл
скорее да, чем нет — 2 балла
да — 3 балла

Несмотря на то, что блог учителя — ресурс довольно узконаправленный, важно, чтобы новый посетитель с первых минут получал представление о том, где находится, куда «пойти», что здесь можно найти.

Есть информация об авторе, координаты для связи
нет — 0 баллов
скорее нет, чем да — 1 балл
скорее да, чем нет — 2 балла
да — 3 балла

На практике оказывается, что часто нужно обратиться к автору блога лично, возможно, по вопросу, не касающемуся какого-то конкретного поста. Писать комментарий в первый попавшийся пост — неудобно. Поэтому логично, что на блоге должны присутствовать хоть какие-то формы связи, хотя бы email. Лучше — страница со ссылками на профили автора в различных сетевых проектах.

Технологичность

Дизайн и оформление блога соответствует содержанию
0 баллов — не соответствует
2 балла — соответствует

Спорный критерий, потому что может привести к идиотскому диалогу: «— Ваш дизайн не соответствует содержанию. — А я считаю, что соответствует. Немая сцена». Введение критерия, скорее, должно было не дать лишних двух баллов тем, кто вовсе не задумывается, что образовательный блог — это хоть какой-то стиль, какая-то визуальная связь с обучением, а не только «пусть серо-буро-малиновый бдыжь, но зато мне нравится». 0 баллов из 46 блогов получили здесь двое (естественно, могу говорить только о своей оценке)

Дизайн и оформление блога
0 баллов — используется типовой шаблон
5 баллов — используется типовой шаблон с авторскими изменениями
8 баллов — авторский дизайн блога

Как поняли в процессе заполнения — не важный параметр. Во-первых, авторский дизайн не имеет никакой связи с качеством контента (например, победитель фестиваля здесь получил ноль). Во-вторых, чтобы понять, ставить тут 5 или 8 баллов, надо влезать в HTML-код блога, а все ли члены жюри могут в коде увидеть необходимое? Сомнительно. В-третьих, создать авторский дизайн блога могут только учителя информатики (желательно понимать HTML, CSS, видеть, где начинается и где заканчивается скрипт, не запутаться в разметке большого количества вложенных таблиц + у той же Blogger-платформы есть свои специфические переменные), да и то не все. Так зачем искусственно отсекать остальных предметников?

Наличие навигационных элементов (облако тегов, аннотация содержания и пр.)
0 баллов — навигационные элементы отсутствуют
2 балла — навигационные элементы присутствуют частично
4 балла — навигационные элементы присутствуют

Так как блог — это лента сообщений в хронологической последовательности, которые со временем утекают в архив и найти что-либо оказывается сложно, навигация в блоге чрезвычайно важна. Все, что не отмечено, не оттегировано, по сути своей безвозвратно пропало: найти ничем не отмеченный пост полугодичный давности найти уже вряд ли получится. Более того, облако тегов — постепенно формируемое семантическое поле данного блога. Итого: критерий очень важный.

Мультимедийность (использование материалов сторонних сервисов, медийная разноформатность подачи — иллюстрации, аудио, видео)
0 баллов — весь материал в «сплошном» текстовом виде
1 балл — однообразное использование других форм
3 балла — материалы подаются в разных форматах

Поощрительный критерий. Не будем здесь долго распространяться о клиповом сознании ученика, о неумении читать сплошные тексты, о медийном мире вокруг. Но то, что блог лучше работает с различными форматами представления данных — наверное, бесспорно.

Целесообразность используемых дополнений, расширений, гаджетов
0 баллов — дополнения не соответствуют тематике и задачам блога
2 балла — дополнения адекватны тематике и задачам блога

Не совсем корректный, наверное, критерий, поэтому и баллов за него немного. Если блог на платформе Livejournal — никаких расширений не будет. На Blogger и на WordPress они будут, но принципиально различные. Вводился критерий чтобы не поощрять стремление бессмысленно раскрашивать свой проект «часиками-солнышками-рыбками», которые только отвлекают посетителя, ничего не привнося содержательного.

Вообще говоря о технологичности блога, надо понимать, что это вопросы вторичные. Можно на совершенно типовом двухцветном шаблоне создать полноценную электронную среду взаимодействия, а можно наваять бессмысленный «блог-салют». Важно грамотно представлять себе «кубики», из которых собран блог (облако тегов, различие между постом и страницей, осмысленные гаджеты, настройки), а остальное — контент и формы работы с ними.

Социальность

Блог имеет связи с информационно-образовательной средой школы (школьный сайт, блоги педагогов, блоги учеников) или профессионального сообщества (блоги коллег)
0 баллов — связи отсутствуют
3 балла — связи присутствуют формально
5 баллов — связи присутствуют, происходит профессиональный информационный обмен

Критерий выявил довольно интересный факт — большинство проектов живут сами в себе, а не в Сети. Есть учитель-автор, есть ученики-читатели (реже —соавторы). И ни одной ссылки наружу. Такое впечатление, что блог — как урок в классе: прозвенел звонок, закрыл дверь, начали работать; закончили работу, дверь открыли, ушли. Выхода за пределы нет. То, что блог, простите за банальность, размещен в Интернете, а не в локальной сети школы, не используется. Автор не учитывает, что он не «один в поле воин», в той же школе есть другие образовательные инициативы, есть коллеги-блогеры в Сети, которых можно читать. Нет, сидим в окопе, наружу не высовываемся. Конечно, эта картина не абсолютная, большинство победителей «выходят в мир», но более половины из рассмотренных 46 проектов именно таковы. Как преодолевать — вопрос.

Материалы блога имеют заметную направленность на совместную работу, сотворчество, «провоцирование» совместной деятельности
0 баллов — нет
2 балла — скорее нет, чем да
5 баллов — скорее да, чем нет
10 баллов — да

Здесь уже баллов больше. Выявлялась позиция учителя, ведущего блог: или его устраивает монологическое повествование, или он задает вопросы, ищет отклика, именно провоцирует обратную связь. Возможно, эта связь и не всегда проявляется, но важна ориентация риторической модели ведущего блог на совместность.

Блог является площадкой педагогического (педагог-ученик, педагог-родитель, педагог-выпускник) или профессионального (педагог-педагог, педагог-администратор) диалога
0 баллов — комментарии отсутствуют или единичны
5 баллов — диалоги в блоге периодически имеют место
15 баллов — значительное количество сообщений содержит обратную связь с посетителями
20 баллов — блог — постоянная профессиональная дискуссионная площадка

Как известно, одним из качественных отличий блога от сайта является наличие комментариев к постам как удобному способу обратной связи. В страницы сайта тоже может быть встроена возможность оставлять комментарии, но монологический сайт более представИм, чем монологический блог. Я когда-то сформулировал, что образовательный блог — это инструмент расширения канала коммуникации учителя и ученика. Наверное, тут нужно внести коррективу: «двунаправленной коммуникации». Таким образом, без обратной связи полноценного блога нет. В этом критерии оценивалось не только наличие и количество комментариев, но главное — их частотность. Несложно сделать один-два поста с 30 комментариями, попросту заставив класс ответить здесь и сейчас — на уроке. Много сложнее ввести систему постоянного реагирования, чтобы у каждого поста (или большинства) появлялось 5-10 коммментариев. Тогда блог — это уже площадка диалога, а не амвон для педагогических проповедей. За это не жалко и 20 баллов, потому что это процесс долгий и трудоемкий.

Блог стимулирует становление сообщества (появление проектов, инициатив, продуктов сетевой учебной деятельности)
0 баллов — нет
5 баллов — попытки сделаны, но они неудачны
20 баллов — можно увидеть некоторое количество продуктов сетевой деятельности
50 баллов — блог как постоянный генератор коллективной сетевой активности педагога и учеников, блог координирует постоянную сетевую работу, которая становится органичной частью учебного процесса

Максимальное количество баллов по всем номинациям в нашем Фестивале было 150. При этом в этом критерии была возможность получить сразу 50 баллов. Идея заключалась в том, чтобы получивший здесь высший балл мгновенно вырывался в победители. Более 30 участников в этом критерии получило 0 баллов, потому что никаких следов сообщества в их блогах не было видно. Здесь важно то, что блог учителя становится не дополнением, улучшающим и облегчающим работу в традиционных форматах, а образовательный процесс частично переносится в электронную среду . Да, это сложно, но, как показала практика, возможно.

Поощрительные баллы

Выразительный авторский стиль, авторская интонация приемы подачи материала
(необязательный вопрос, отмечается при необходимости)
5 баллов

Штрафные баллы

Невыверенные тексты с орфографическими и грамматическими ошибками
минус 5 баллов

Фактические ошибки в материалах, публикация непроверенных сведений
минус 5 баллов

_____________________________________________________________________

Для нас проведение Фестиваля было хорошим опытом по формулировке критериев и возможности анализа учительских проектов с позиций данной критериальной базы. Не все получилось, но модель, как мне кажется, получилась рабочая. По большому счету, эти критерии есть показателями хорошего педагогического блога. Теперь есть на что сослаться при появлении вопроса: «А что такое хороший блог учителя?»

В скором времени представлю участников-победителей. И не только их, во многом интересные работы были и у тех, кто в девятку финалистов не вошел.

0 коммент.:

Отправить комментарий