воскресенье, 5 февраля 2012 г.

Деятельностный подход на уроке: на пути к открытию знаний

Вячеслав Лозинг:
В самом общем виде можно дать следующее определение: это урок, где дети не просто усваивают знания, а проходят путь, который ведет к открытию знаний. На этом пути ребята осваивают определенные мыслительные операции, связанные с постановкой познавательных задач, поиском средств для их решения, апробированием этих средств, оценкой полученных результатов. В наличии подобного пути принципиальное отличие деятельностного подхода от традиционного зуновского.
Итак, традиционно урок строится таким образом, что ученики осваивают только конечный результат процессов мышления и деятельности: «чистое» знание, информацию. Альтернатива состоит в том, что дети осваивают эту информацию вместе с процессом ее получения.
Подчеркнем, деятельностный подход предполагает принципиально другой тип взаимодействия, где ученик получает знание самостоятельно, а учитель помогает ему в этом. И хотя есть немало учителей, которые умеют это делать в обычных школах, на самом деле они работают не так, как большинство их коллег. Принципиальное различие заключается именно в этом: либо педагог вкладывает в голову ученика «готовое знание», либо ученик сам добывает его. Вот где проходит водораздел.
Однако педагоги зачастую не придают значения этому принципиальному различению. Осознать его важность мешают сложившиеся профессиональные стереотипы: зачем ученикам проходить путь к знанию, если можно просто дать им знание в готовом виде? В этом случае, как правило, приводится «классический» аргумент: «Знание само по себе есть результат мышления выдающихся людей, и, следовательно, осваивая знания, ребенок тем самым осваивает и мышление».
Далее

0 коммент.:

Отправить комментарий