понедельник, 9 июня 2014 г.

Искусство задавать вопросы



"Я не знаю правильных ответов. Я,возможно, знаю правильные вопросы"
Тимур Гагин (на тренинге)
Оригинал
На днях, по приглашению Ирины Волковой из института развития образования Екатеринбурга, принял участие в конференции "Информационные и коммуникационные технологии в образовании" с мастер-классом "Искусство задавать вопросы".

Почему именно эту тему решил взять, а не про визуализацию? Очень просто. С визуализацией всё будет хорошо, если есть что визуализировать. Я имею ввиду, что вышли на смыслы, а не порождают очередную порцию информационного мусора. А для выхода на смыслы, озарения, инсайты, требуется развитый исследовательский навык, который внешне проявляется в том, что у исследователя постоянно возникает масса вопросов.

Другие выступающие только усилили мою уверенность в том, что тему выбрал правильно. Почти каждый говорил о "клиповости знаний", то есть, отсутствии связей между различными фактами, которыми напичкали учащихся. В итоге, знают много - использовать ничего не могут.
Кстати, одна из причин, по которой задавать вопросы сложно - социально-культурные установки на то, что вопросы задавать "плохо".
Задавание вопросов связано со стрессом:
Экзаменатор
Следователь
Троль (человек, который просто подзуживает)
Квази-умник (хочет показать свою крутость, принизив других)
Тупой (все поняли, а он нет и отбирает время у остальных)
Но мой опыт работы с Объясняшками показывает, что умение задавать вопросы является ключевым для вскрытия смыслов.

Предложил поиграть в "контакт с внеземной цивилизацией".
Игра простая:
- объединяемся в группы по три участника
- один - эксперт - докладывает по проблеме и отвечает на вопросы
- второй - инопланетянин - задаёт вопросы
- третий - наблюдатель - фиксирует интересное в ходе общения эксперта с инопланетянином

Вроде-бы всё просто, но на самом деле, игра безумно сложная, когда нет навыка.

Сложность первая: людям не чем поделиться с миром. 

У них нет оригинальных идей. И даже нет оригинальных точек зрения на обыденные проблемы.
По-идее, это не проблема. Можно вывести на оригинальные точки зрения с помощью вопросов.

И тут сложность вторая: вопросы заканчиваются на второй минуте.

Хотя я и предложил модель - откуда можно взять вагон и маленькую тележку с вопросами - если проблему декомпозировать, то вопросы появятся на стыках между получившимися составными частями.

Даже дал схему задавания вопросов (сейчас готовим ролик - объясняшку). Не помогло.
К сожалению, в этой аудитории, я был вынужден констатировать провал.
Пожалуй, лишь три человека из 30 поняли суть игры. остальные ушли в глухую оборону.

Мне стало понятно, почему учителя в школах репрессируют учеников, задающих вопросы.
Потому что ДУМАТЬ НАДО, ВКЛЮЧАТЬ МОЗГ, а это требует усилий.

Грустно. Поскольку такие дети, вырастая, попадают в общество.
Они не только невежественны, но и не осознают своего невежества.

Возможно, я излишне эмоционален.
Возможно, это даже хорошо - такие люди представляют собой удобное стадо.
Но тогда у меня вопрос. Какого будущего мы хотим для страны?
Сергей Гевлич

0 коммент.:

Отправить комментарий