"Я не знаю правильных ответов. Я,возможно, знаю правильные вопросы"
Тимур Гагин (на тренинге)
Оригинал
На днях, по приглашению Ирины Волковой из института развития образования Екатеринбурга, принял участие в конференции "Информационные и коммуникационные технологии в образовании" с мастер-классом "Искусство задавать вопросы".
Другие выступающие только усилили мою уверенность в том, что тему выбрал правильно. Почти каждый говорил о "клиповости знаний", то есть, отсутствии связей между различными фактами, которыми напичкали учащихся. В итоге, знают много - использовать ничего не могут.
Кстати, одна из причин, по которой задавать вопросы сложно - социально-культурные установки на то, что вопросы задавать "плохо".
Задавание вопросов связано со стрессом:
Экзаменатор
Следователь
Троль (человек, который просто подзуживает)
Квази-умник (хочет показать свою крутость, принизив других)
Тупой (все поняли, а он нет и отбирает время у остальных)
Но мой опыт работы с Объясняшками показывает, что умение задавать вопросы является ключевым для вскрытия смыслов.
Предложил поиграть в "контакт с внеземной цивилизацией".
Игра простая:
- объединяемся в группы по три участника
- один - эксперт - докладывает по проблеме и отвечает на вопросы
- второй - инопланетянин - задаёт вопросы
- третий - наблюдатель - фиксирует интересное в ходе общения эксперта с инопланетянином
Вроде-бы всё просто, но на самом деле, игра безумно сложная, когда нет навыка.
Сложность первая: людям не чем поделиться с миром.
У них нет оригинальных идей. И даже нет оригинальных точек зрения на обыденные проблемы.
По-идее, это не проблема. Можно вывести на оригинальные точки зрения с помощью вопросов.
И тут сложность вторая: вопросы заканчиваются на второй минуте.
Хотя я и предложил модель - откуда можно взять вагон и маленькую тележку с вопросами - если проблему декомпозировать, то вопросы появятся на стыках между получившимися составными частями.
К сожалению, в этой аудитории, я был вынужден констатировать провал.
Пожалуй, лишь три человека из 30 поняли суть игры. остальные ушли в глухую оборону.
Мне стало понятно, почему учителя в школах репрессируют учеников, задающих вопросы.
Потому что ДУМАТЬ НАДО, ВКЛЮЧАТЬ МОЗГ, а это требует усилий.
Грустно. Поскольку такие дети, вырастая, попадают в общество.
Они не только невежественны, но и не осознают своего невежества.
Возможно, я излишне эмоционален.
Возможно, это даже хорошо - такие люди представляют собой удобное стадо.
Но тогда у меня вопрос. Какого будущего мы хотим для страны?
Сергей Гевлич
Пожалуй, лишь три человека из 30 поняли суть игры. остальные ушли в глухую оборону.
Мне стало понятно, почему учителя в школах репрессируют учеников, задающих вопросы.
Потому что ДУМАТЬ НАДО, ВКЛЮЧАТЬ МОЗГ, а это требует усилий.
Грустно. Поскольку такие дети, вырастая, попадают в общество.
Они не только невежественны, но и не осознают своего невежества.
Возможно, я излишне эмоционален.
Возможно, это даже хорошо - такие люди представляют собой удобное стадо.
Но тогда у меня вопрос. Какого будущего мы хотим для страны?
Сергей Гевлич
0 коммент.:
Отправить комментарий