воскресенье, 7 августа 2011 г.

ТРИ КИТА социо/игрового стиля обучения


«Путевые листы» для математического КРУЖКА (2-3кл)
или ТРИ КИТА социо/игрового стиля обучения
                            Автор: студентка 4 курса мехмата МГУ
Кваша Ксения Григорьевна
В первую субботу октября  я провела занятие математического кружка для 2-3 класса. В этом учебном году оно было первым. Но многие из учеников в прошлом году уже ходили на подобный кружок. В группу было записано 15 человек. Пришло 14.
Занятие у нас проходило в большом незнакомом детям классе. Как и любое занятие математического кружка для детей такого возраста, оно было направлено на то, чтобы показать насколько математика может быть интересна и увлекательна. А в стилистике проведения занятия я ориентировалась на ТРЁХ КИТОВ социо/игровой «режиссуры урока».
Я начала занятие с того, что представилась детям. Затем мы «здоровались». Нужно было за 15 секунд поздороваться с как можно большим количеством ребят. При этом нужно былопредставитьсяпожать руку, запомнить человека и посчитать количество «знакомств».
И на самом деле – дети так обрадовались этому заданию и с таким энтузиазмом подошли к нему, что всё действительно заняло 15 секунд.
Это стало и первой разминкой, и знакомством со счётом секунд.
По количеству знакомств объединились в команды. Команд получилось три (по четыре-пять человек). И в этот момент зашёл опоздавший ребенок. Ребята быстро сориентировались, объяснили девочке, что происходит и, приписав ей «ноль знакомств», определили  в нужную команду.
Первым заданием было создать 4 рабочих стола (из 2 парт  каждый). В порыве перестановки мебели они чуть было не создали 5 столов. После чего столам были присвоеныномера. А каждой команде выдан «путевой лист» с указанием номеров столов и порядка выполнения за этими столами заданий.
Второе задание: в соответствии с «путевым листом» сесть за свой стол и придумать название команды. Тема названий – осенняя.
Названия получились такими: листок мудрости, листопад, корова.
Объяснила детям основное правило сегодняшнего занятия: после звона колокольчика нужно переходить  за следующий стол – после этого начнётся «новый тур».
Первый тур. За каждым столом по одной команде, каждая получает лист с распечатанным лабиринтом.
Распечатка не очень четкая. Но только одна команда догадалась разделить работу: двое искали продолжение пути, а двое следили, чтоб они случайно не пересекли едва заметные стенки.
В одной команде девочка забрала листок себе и решала одна. Естественно, у неё не вышло. Остальные члены команды начали возмущаться только после её явной неудачи…
Второй тур. Одна команда оказалась одна за столом, другие две оказались за общим столом (всё так и было запланировано в «путеводном листе»).
Первой команде дали две задачи. Если решат ­и напишут ответ – получат новую. Если правильно решат и «добавку», то у названия команды ставится плюс.
Решали в этой команде по-одному. Успели решить мало…
Те две команды, что были за одним столом, получили такое задание: две строки 1297 и 3458. Нужно за минимально количество ходов (перемен карточек местами в столбце или в строке) добиться того, чтобы сумма цифр была одинаковой.
Довольно быстро обе команды доказали, что это сделать нельзя.
Затем им нужно было поменять суммы местами. Сразу же сделали за 4 хода. Но увидев, что соседняя команда сделала за столько же ходов, срочно стали искать возможность сократить их число. Внимательно следили, чтобы «соперники» не жульничали. Записывали ходы друг друга…
Третий тур. Перешли с трудом. Видимо, предыдущее задание было интересней колокольчика.
На этот раз за одним столом встретились другие ученики. «Одиночная» команда выполняла то, что аналогичная команда делала в прошлом туре, но с другими задачами.
И в этой команде решали не сообща. Зато наладили систему проверки: сначала решали параллельно. Получали один или несколько ответов. Потом обсуждали. И выбирали правильный ответ. (К сожалению, иногда выдвинутые варианты ответа были неверными).
Команды за одним столом трудилась над топологической задачей. В одной и другой команде запястья двух рук одного человека связали шнурком (только, чтобы они были зацеплены), а другим шнурком – запястья второго человека. Нужно распутаться. В какой команде быстрее?
Все дети из этих команд моментально покинули стулья. Началась толчея около спутанных шнурками людей. Все пытались их распутать. Ни у кого не получилось решить задачу. Работали очень слаженно, но секрет решения задачи не нашли.
«Перерыв». Когда все перешли за следующие столы, я устроила для всех трёх команд небольшой перерыв: открыла доску, где были выписаны буквы от А до Р. Задание: нужно из этих букв составить слова, имеющие отношения к математике.
Слова дети писали на доске. По очереди выходили представители от каждой команды.
Если подходит очередь, я спрашиваю у команды, кто их «гонец», и приглашаю его к доске. Если же поднимается несколько рук и никто не договаривается, то я, демонстративно отсчитав 10 секунд, передаю ход следующим.
На втором круге дети догадались договариваться…
На втором же круге кто-то написал слово километр. Меня это удивило, и я подняла вопрос, относится ли это слово к математике?
Две команды из трех уверенно сказали, что да. Я поняла, что этот момент является «зоной ближайшего развития» и в этом вопросе детей лучше не торопить. Следуя за практическими советами В.М.Букатова, я объяснила, что как они решат, так и будет. Ученикам это понравилось.
Подобная ситуация возникла еще несколько раз. Интересно, что один раз мы проголосовали даже против того, что предложенное слово относится к математике (к сожалению, забыла какое).
Четвертый тур. Дети стали переходить самостоятельно. А я планировала, что алфавит будет вставкой-перерывом, поэтому переходить не надо. Для меня это было важно, т.к. команды сейчас должны были работать за разными столами, а вот в следующем туре оказались бы за одним.
Команды артачились и почему-то не хотели возвращаться. В этот момент возник сильный шум. Тогда я попробовала провести упражнение «кто меня слышит».
По ходу выполнения неприятно удивило, что некоторые дети, явно услышав мои слова, все же не выполняли называемые действия. Но когда видели, что услышали и другие, и они с интересом начинают выполнять, что им говорит учитель, тоже присоединились как ни в чём не бывало.
Итак, все команды уселись за разными столами (как и планировалось). Первое задание собрать «железную дорогу» из треугольничков, ориентируясь по тому, сколько полосок уходит в край каждого кусочка.
Работали на удивление слаженно. Никто ни одной детали не порвал. Следили друг за другом. Если нужно, поправляли.
Второе задание : листок с рисунками ножниц причудливых форм, нужно нарисовать, как двигать колечки, чтоб ножницы закрылись. На листе было 8 рисунков, пришлось резать на две части, чтобы они не порвали.
В итоге все команды, кроме одной, так и не дошедшей до этого задания, разделились еще внутри команды на две части и кричали, что мы, мол, свои 4 картинки сделали, а вот с остальными картинками другие тормозят.
Я всё пыталась посоветовать им помочь второй половине команды. Ведь задание выполнено не до конца…
Тогда некоторые спрашивали, будут ли за это задание плюсики, как за задачи. Я отвечала туманно, что скоро они поймут, каков итог игры и так.
Ничего больше провести не успела. Хотя было запланировано ещё два тура.
Сказала всем перейти на «последний стол». Долго пытались выяснить у меня, что такоепоследний стол. Потом догадались спросить у своих «хранителей маршрута»…
Наконец все собрались за столом номером 1 (он был маршруте на последним). Решили не садиться (чтоб стулья не таскать).
Я сказала, что в турнире было три номинации: скорость, дисциплина и командный дух. Все моментально поняли, какая команда где победила. Но всё равно из вежливости позволили мне это официально огласить. И шумно хлопали. Правда, себе шумнее, чем другим командам.
Столы раздвигать и ставить их на место не стали. Пусть бегут скорее к родителям и делятся впечатлениями.
Особой привилегией для них почему-то было выйти к родителям со шнурком из 3 тура на запястьях. Их я уже расцепила, но участники пожелали оставить шнурки на себе.

0 коммент.:

Отправить комментарий