среда, 23 марта 2011 г.

О кратких следствиях недостатка в отношениях учителей с учениками первых пяти из девяти пунктов.


А теперь...
О кратких следствиях недостатка в отношениях учителей с учениками первых пяти из девяти пунктов.


Ребенок, не получающий внимания, не приучается ценить себя и свои желания, и видя пример невнимательного отношения, учится невниманию не только к себе, но и другим. Ученик под контролирующим вниманием приучается действовать тогда, когда его дернут, и не расположен к внимательному отношению к потребностям и учителя, и других учеников. Причем семейное воспитание здесь мало что способно скорректировать, так как ребенок прекрасно играет разные роли в зависимости от окружения. Иногда возникает иллюзия, что такой ребенок внимателен к себе, так как вызывает упреки в эгоизме, но мне представляется, что такой эгоизм скорее отстраняет от себя, так как не способствует увеличению глубины
рефлексии.

Не получивший принятия себя, а получивший вместо принятия удар по самооценке, пытается защититься разнообразными способами, чтобы не потерять свое "я". В процессе конструирования защит он заключает себя в оболочки, которые становятся привычно надеваемыми. Не принимают правды - научится врать, лишь бы получить видимость принятия. Не принимают его трудностей в учении - научится притворяться, что все в порядке, при этом по возможности пользоваться другими, например, списывать. При указаниях на недостатки будет пытаться валить все на других, лишь бы самому оказаться не виноватым, и т. д. А самое главное - ребенок, не получивший примера принятия себя, сам окажется склонен не принимать окружающих, начиная усваивать предпочтительную в окружении линию поведения и основные методы общения, основанного на неприятии - так называемый язык неприятия, "ты-язык".

Ребенок, не получающий уважения, получает много разнообразных примеров отношений "сильный-слабый", пробует их на себе, как правило, сначала в позиции слабого, и приучается видеть мир сквозь призму этой шкалы. Дети пытаются отстраняться от тех, кто проявляет к ним неуважение, но в условиях достаточно длительного взаимодействия склонны сами приучаться к неуважению остальных и либо настаивать на своем открыто, либо добиваться желаемого исподтишка, подтверждая свое право на доминирование. Именно чувствуя неуважение, дети опробуют конструкции языка неприятия и проникаются ими основательно. Особенно это проявляется в подростковом возрасте, когда подросток в буквальном смысле набирает силу и вырывается из-под контроля взрослых.

Ребенок, не чувствующий веру в себя со стороны учителей, может сам потерять веру в себя - как минимум на учебном поприще. Дети склонны оправдывать ожидания, даже худшие, неверие умножает неуспех. Другим же опасным следствием отсутствия веры в ребенка является потеря его веры в то, что мир вокруг поддержит его. В более взрослом возрасте это может превратиться в самореализующееся пророчество, что обеспечит пассивность растущего человека в столкновении с трудностями, неминуемо возникающими на пути, и склонность переложить ответственность за происходящее на внешние обстоятельства.

Ребенок, ощущающий недоверие к себе, учится подозрительности. "Мне не доверяют, в таком случае что достойно доверия?" Ищущий обычно находит, и подозрения имеют тенденцию укрепляться, что вселяет уверенность в преимущественной враждебности или равнодушию к тебе окружающего мира, кроме "нескольких близких людей", обычно в свое время тоже страдавших от недостатка доверия. И эта уверенность тоже нередко сама себя подпитывает, человек порой даже склонен находить все новые подтверждения тому, что "человек человеку волк".

0 коммент.:

Отправить комментарий