воскресенье, 6 марта 2011 г.

Портфолио обучающихся начальных классов в условиях безотметочной системы обучения


Для одних детей отметка Баба Яга,
а для других – добрая Фея.

(Ш.А. Амонашвили)
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий – влекут за собой и изменения системы оценивания.
Сложившаяся на сегодняшний день система оценки качества учебных достижений с трудом совмещается с требованиями модернизации образования. Главную причину этого большинство специалистов видят в использовании 5-ти бальной шкалы оценок.
Традиционная пятибалльная система оценивания:
  • не даёт полноценной возможности формирования оценочной самостоятельности у обучающихся 1-го года. Общепринятая отметочная система выполняет функцию внешнего контроля успешности ребёнка со стороны учителя. Она не предполагает оценивания собственных действий учеником;
  • затрудняет инидивидуализацию обучения. Фактически учителю приходится лавировать между фиксацией успешности результата ребёнка, сравнивая этот результат с некоторой среднестатистической нормой («Три ошибки в диктанте – это хорошо или плохо?»), и фиксацией успешности результата для данного ребёнка («Для данного учащегося три ошибки – хорошо, если обычно у него их десять!»). Даже если учитель склонен к оценке индивидуального результата ребёнка («Для тебя три ошибки – это хорошо, ты – молодец!»), официальный статус отметки («Всё равно за такую работу нужно ставить три») сводит на «нет» все старания педагога;
  • является малоинформативной. В силу своей формализованности и скрытости критериев по отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний и нельзя определить направление дальнейших действий;
  • часто имеет травмирующий характер. Полностью сосредоточенная в руках учителя отметочная система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления. Всё это приводит к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта обучающегося, его тревожности и даже к ухудшению его физического здоровья.
Главная проблема отметочного обучения заключается в том, что при этой системе учитель делает акцент на недостатках, тогда как при безотметочной системе на первый план выходят успехи ученика.
Безотметочная система, о которой пойдет речь, предполагает не замену одних отметок другими, не переделку символов, а пересмотр самих принципов оценивания, а еще глубже – всего учебного процесса.

Далее ЗДЕСЬ

0 коммент.:

Отправить комментарий